Как слушать ребенка. 10 советов

10.01.2017

Необходимое умение в разговоре с детьми — слушать. Не учить и не предлагать решения, не заставлять и не требовать послушания. Такое поведение мешает ребенку прийти к собственному решению и служит отдалению между вами. Что вашим детям нужно, так это внимание и эмпатия. Такую стратегию называют активным слушанием. Как её использовать?

1. Будьте внимательны

Разговор с ребенком — подарок для вас обоих. Покупки и проблемы на работе подождут. Ребенок знает, когда вы по-настоящему слушаете. Он может не показывать, но когда родители только притворяются, что слушают, это сильно ранит. Так что отложите дела. Не на пять минут, а на столько, сколько потребует разговор.

2. Признайте чувства ребенка вслух

Признайте чувства малыша, но не судите и не делайте выводов. «Ты обижен на Мишу» и «Тебя расстраивает оценка за сочинение» — хорошее начало разговора; «Не будь плаксой и пойди помирись с Мишей» и «Ты не принёс ещё ни одной хорошей отметки” — нет.

3. Эмпатия вместо вопросов

«Скажи, что ты чувствуешь» — это не эмпатия. Эмпатия — отражение чувств ребенка, которые он испытывает. Чтобы разговор состоялся, лучше начните не с вопросов, а с чутких наблюдений: «Ты выглядишь грустным», «Ты как будто волнуешься о чем-то».

4. Избегайте атмосферы «очной ставки»

Чаще дети раскрываются, когда мы рядом, сбоку и не смотрим пристально в глаза. Малышу может быть комфортнее рассказывать, пока вы едете в машине или гуляете вместе. Бывает, дети говорят самое сокровенное перед сном, когда уже выключен свет. Ловите такие моменты.

5. Эмпатией помогайте ребенку переживать эмоции

Эмпатия похожа на зеркало, которым вы отражаете эмоции ребенка. Признание и принятие вами того, что он чувствует, помогает малышу учиться принимать свои эмоции, даже когда это нечто негативное, вроде зависти или злости. Для него это шаг к умению справляться с эмоциями и чувствами. К тому же, ваше сопереживание ведет к снижению психологического напряжения, ведь вы разделяете эмоциональный груз на двоих. Не пытайтесь воздействовать на то, что ребенок чувствует и выражает, просто будьте рядом — этого уже достаточно.

Это очень важно. Не нашедшие выхода эмоции будут искать себе другие пути. Так появляются вспышки агрессии, нервные тики, ночные кошмары.

Если вы принимаете чувства ребенка, это не значит, что вы их одобряете и поддерживаете. Только показываете свое понимание, не больше и не меньше.

6. Не будьте лектором

Открытый разговор — время, когда ребенку нужно почувствовать себя услышанным и прийти к собственным решениям. Не стоит давать наставлений или вдаваться в длительные объяснения сложности жизни. Иначе малыш может просто закрыться, и полезный разговор закончится.

7. Не решайте проблему

Цель разговора — помощь ребенку в переживании чувств так, чтобы он смог самостоятельно сделать выводы или принять решение. Вы не должны ничего решать. А это значит, что и вам нужно самостоятельно справиться с эмоциями и пересилить возникающее желание решить за ребенка. Каждый из вас — самостоятельная личность.

8. Не пытайтесь менять чувства

Вы знаете фразу «Да брось, ничего не случилось» и её производные. Не используйте её. Попытки разубедить ребенка в чувствах приводят его к ощущению себя неполноценным и дальнейшей скрытности, ведь его чувства ошибочны, раз вы хотите их изменить. Если вы признаете чувства малыша, это не приведет к увеличению негатива, а только лишь покажет ваше уважение к его личности. И это как раз естественным образом приведет к улучшению настроения.

9. Управляйте эмоциями

Вдохните. Выдохните. Отстранитесь. Если чувствуете ответственность за происходящее («Я могла это предотвратить») или испуг («Неужели это происходит с моим малышом?»), проследите за этими мыслями и уберите за границу разговора. 

10. Соизмеряйте реакцию с настроением ребенка

Если малыш расстроен ссорой с другом, не стоит реагировать так, будто бы друг попал в больницу с переломом. Но и не приуменьшайте случившееся фразами вроде «Да, со всяким бывает», если произошедшее сильно расстраивает его. Золотая середина — искреннее понимание чувства ребёнка во взгляде, словах, жестах и ваша спокойная уверенность, что это пройдет и всё наладится.

Хотите что-то уточнить? Позвоните нам:
+7 (812) 900-28-97
Или оставьте заявку:
Ответим в течение дня